А ЗHАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
читать дальше* наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения ("вакидзаси" буквально означает "на боку воткнутое"). Так до 14 века термином "катана" (или "танто") обозначался заткнутый за пояс короткий меч, а длинный меч, который носили на боку, назывался "тачи". С 14-15 веков мечи стали носить за поясом и называться они стали "дайсе" (буквально "большой и малый"). Большой меч стали обозначать термином "катана" (или "дайто"), а малый - "вакидзаси" (или "сето"). Под "танто" стали подразумевать нож, который разрешалось носить и людям, не принадлежащим к самурайскому сословию.
* ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность. При входе в дом длинный меч необходимо было оставить у входа на специальной подставке. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны или бряцание оружием было равнозначно вызову, за которым мог последовать удар без предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение.
* Танто носили самураи, состоящие на службе, а аигути - вышедшие в отставку (как доказательство того, что они еще на что-то способны - и нож без гарды все еще нож).
* Столь характерные польские гусарские крылья, крепившиеся к наспинникам панцирей или к задним лукам седел служили далеко не только декоративным целям. Громкий свистящий звук, который издавали эти крылья во время скачки, оказывал значительное психологическое воздействие на противника, в также пугал неприятельских лошадей (своих специально дрессировали). Кроме того, крылья мешали прицельно накинуть аркан на шею гусара, а при падении с коня утыкались в землю и амортизировали удар.
* наконечник рогатины (копья с массивным пером-наконечником) назывался "рожон". Отсюда пошло выражение "лезть на рожон".
* Метательные палицы типа бумеранга были известны еще в Древнем Египте. Причем эффектом возвращения обладали только тренировочные "детские" австралийские бумеранги. Охотничье-боевой бумеранг и не должен был возвращаться, зато при попадании в щит мог обойти его и поразить спрятавшегося за ним врага.
* Многие народы мира использовали боевую устрашающую раскраску щитов. Hо только некоторые племена Африки применяли "гипнотическую" окраску щита, который при вращении приковывал к себе взгляд противника, завораживая его.
* денежным эквивалентом в средневековой Японии был 1 коку риса (около 150 килограмм).
* Японский крик "Бандзай", аналог русского "Ура", буквально переводится как "десять тысяч лет".
* Бокен (деревянный аналог самурайского меча) был введен в практику тренировок великим мастером меча XVII века Миямото Мусаси. До этого самураи обучались фехтованию на настоящих мечах, что часто приводило к травмам. Сам Миямото Мусаси неоднократно побеждал противников, вооруженных настоящими мечами, используя только бокен. Синай (тренировочный меч кендо, состоящий из нескольких связанных бамбуковых прутьев) появился только столетие спустя.
* Тип самурайского меча (катаны) пришел из Кореи (VIII-IXвека). До этого японский меч был прямым. А вот техника работы с катаной (кэн-дзюцу) была разработана в Японии, а затем во многом заимствована Кореей.
* Термин "ниндзюцу" является ноновведением XX века. До этого искусство шпионажа называлось синоби.
* Стрельба из лука не входила в число семи благородных рыцарских искусств и вообще считалась уделом простонародья. В то же время, каждый самурай постоянно тренировался в кю-до ("путь лука и стрелы").
читать дальше* наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения ("вакидзаси" буквально означает "на боку воткнутое"). Так до 14 века термином "катана" (или "танто") обозначался заткнутый за пояс короткий меч, а длинный меч, который носили на боку, назывался "тачи". С 14-15 веков мечи стали носить за поясом и называться они стали "дайсе" (буквально "большой и малый"). Большой меч стали обозначать термином "катана" (или "дайто"), а малый - "вакидзаси" (или "сето"). Под "танто" стали подразумевать нож, который разрешалось носить и людям, не принадлежащим к самурайскому сословию.
* ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность. При входе в дом длинный меч необходимо было оставить у входа на специальной подставке. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны или бряцание оружием было равнозначно вызову, за которым мог последовать удар без предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение.
* Танто носили самураи, состоящие на службе, а аигути - вышедшие в отставку (как доказательство того, что они еще на что-то способны - и нож без гарды все еще нож).
* Столь характерные польские гусарские крылья, крепившиеся к наспинникам панцирей или к задним лукам седел служили далеко не только декоративным целям. Громкий свистящий звук, который издавали эти крылья во время скачки, оказывал значительное психологическое воздействие на противника, в также пугал неприятельских лошадей (своих специально дрессировали). Кроме того, крылья мешали прицельно накинуть аркан на шею гусара, а при падении с коня утыкались в землю и амортизировали удар.
* наконечник рогатины (копья с массивным пером-наконечником) назывался "рожон". Отсюда пошло выражение "лезть на рожон".
* Метательные палицы типа бумеранга были известны еще в Древнем Египте. Причем эффектом возвращения обладали только тренировочные "детские" австралийские бумеранги. Охотничье-боевой бумеранг и не должен был возвращаться, зато при попадании в щит мог обойти его и поразить спрятавшегося за ним врага.
* Многие народы мира использовали боевую устрашающую раскраску щитов. Hо только некоторые племена Африки применяли "гипнотическую" окраску щита, который при вращении приковывал к себе взгляд противника, завораживая его.
* денежным эквивалентом в средневековой Японии был 1 коку риса (около 150 килограмм).
* Японский крик "Бандзай", аналог русского "Ура", буквально переводится как "десять тысяч лет".
* Бокен (деревянный аналог самурайского меча) был введен в практику тренировок великим мастером меча XVII века Миямото Мусаси. До этого самураи обучались фехтованию на настоящих мечах, что часто приводило к травмам. Сам Миямото Мусаси неоднократно побеждал противников, вооруженных настоящими мечами, используя только бокен. Синай (тренировочный меч кендо, состоящий из нескольких связанных бамбуковых прутьев) появился только столетие спустя.
* Тип самурайского меча (катаны) пришел из Кореи (VIII-IXвека). До этого японский меч был прямым. А вот техника работы с катаной (кэн-дзюцу) была разработана в Японии, а затем во многом заимствована Кореей.
* Термин "ниндзюцу" является ноновведением XX века. До этого искусство шпионажа называлось синоби.
* Стрельба из лука не входила в число семи благородных рыцарских искусств и вообще считалась уделом простонародья. В то же время, каждый самурай постоянно тренировался в кю-до ("путь лука и стрелы").